Повышение конкурентоспособности

Система менеджмента качества

В условиях жесткой конкуренции выигрывает тот, кто может предложить оптимальное соотношение «цена-качество» в своей области деятельности. Для поддержания высокого уровня качества продукции или услуг предприятиям необходимо постоянно быть в курсе текущих запросов потребителей, новинок конкурентов, достижений технического прогресса и своевременно и адекватно реагировать на любые изменения в конъюнктуре. Система менеджмента качества продукции (СМК) позволяет упорядочить все направления деятельности компании в единый блок и обеспечить максимально эффективное использование существующей организационной структуры, процессов и ресурсов для управления качеством.

Построить систему управления деятельностью компании, способную реализовать поставленную цель, возможно на основе международных стандартов ИСО (ГОСТ Р ИСО) 9000:2000 и концепции всеобщего менеджмента качества (TQM), а также моделей делового совершенства. При этом объектом управления предлагается выбрать качество компании, принципами управления — восемь принципов менеджмента качества, а системой управления предприятием — систему менеджмента качества (СМК).

Ошибочно полагать, что внедрение СМК нужно только крупным производственным компаниям. Принципы и методы, применяемые в управлении СМК, направлены на оптимизацию любых бизнес-процессов и применимы, как для малых предприятий, так и крупных корпораций.

В основе управления СМК лежит принцип Деминга-Шухарта, основная идея которого в том, что любой процесс должен проходить четыре стадии: планирование, выполнение, анализ и корректировка (“plan-do-check-act”). Причем особенный акцент при организации СМК делается на последней стадии, где предполагается не простая корректировка полученного результата, а устранение причин, приведших к отклонениям.

Залогом успеха при внедрении СМК является включение в план мероприятий обязательного пункта «анализ СМК». При этом необходимо осознавать, что этоне разовое мероприятие, а непрерывный процесс, который должен иметь четкие характеристики: периодичность проведения, состав данных для анализа, источники информации, процедура сбора данных, методики обобщения, контроль обратной связи. Важным элементом СМК на предприятии явлется структура управления СМК. В системе должно быть четко прописано, кто принимает решения и несет ответственность на всех этапах производственного цикла.

 

Серии стандартов ИСО. Возможности для развития и совершенствования

  • МС ИСО 9001:2015. Система менеджмента качества. Требования.
  • МС ИСО 14001:2015. Системы экологического управления. Требования и руководство по применению.
  • OHSAS 18001:2007. Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Требования.
  • МС ИСО 22000:2005. Система менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования ко всем организациям в цепи производства и потребления пищевых продуктов.
  • МС ИСО 26000:2010. Руководство по социальной ответственности.

ВАЖНО! Государственной программой Липецкой области «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области» предусмотрено Предоставление субсидий юридическим лицам на возмещение затрат по разработке, внедрению, сертификации систем менеджмента организации и качества продукции в соответствии с требованиями международных и европейских стандартов. Контакты: отдел развития обрабатывающих производств и промышленности строительных материалов управления инновационной и промышленной политики Липецкой области, тел. 23-74-64, 23-74-32.

На ежегодной основе управление инновационной и промышленной политики Липецкой области организует областной публичный конкурс по качеству. Конкурс нацелен на повышение конкурентоспособности и авторитета организаций региона на внутреннем и внешнем рынках. Премии по качеству присуждаются на конкурсной основе руководителям организаций за достижение значительных результатов в повышении качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Подробнее – см. http://lipetskprom.ru/kachestvo

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ-УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА НА СОИСКАНИЕ ПРЕМИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПО КАЧЕСТВУ

 

ХАССП

ХАССП (в английской транскрипции НАССР) — это сокращение от словосочетания «Hazard Analysis and Critical Control Points». что в переводе означает: «Анализ опасностей и критические контрольные точки». Это система, в рамках которой осуществляется идентификация, оценка и меры контроля (упавления) опасных факторов, имеющих значение для безопасности пищевой продукции. Система ХАССП позволяет выявлять опасные факторы и определять меры по противодействию им, чтобы обеспечить безопасность пищевых продуктов.

ВАЖНО! Согласно статьи 10 TP ТС 021/2011 О безопасности пищевой продукции, внедрение принципов ХАССП обязательно для предприятий и организаций:

-производящих продовольственное сырье, в том числе и мёд (агрохолдинги, агрофирмы, фермерские хозяйства, артели, товарищества и кооперативы, юридические лица);

-переработчиков продовольствия и поставщиков полуфабрикатов и готовой еды;

-организаций хранящих и транспортирующих пищевую продукцию;

-торговых точек (юридических лиц) — от гипермаркетов и продуктовых сетей до одиночных магазинов, включая интернет-торговлю продовольствием;

-общественного питания — от ресторанов до заведений фаст-фуда;

-осуществляющих упаковку и фасовку готовой продукции.

 

ВОПРОС: ХАССП и ИСО 22000, это одно и то же?

Нет, это не одно и то же, но стандарт ИСО 22000 уже включает в себя процедуры и принципы ХАССП.

ВОПРОС: Что является подверждением внедрения системы НАССР на предприятии?

Подтверждением применения ХАССП на предприятии является разработанное руководство по внедрению системы НАССР на предприятии, план ХАССП или Сертификация предприятия по стандарту ГОСТ Р ИСО 22000-2007 — «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции».

ВОПРОС: Каковы реальные сроки по разработке ХАССП и ИСО 22000? Как это связано с видами деятельности и размерами организации?

Сроки зависят от масштаба компании. Также влияет количество технологических цепочек, производств, удаленных площадок и т.д. Средние сроки — от 2 месяцев до полугода.

ВОПРОС: Какие документы нужно разработать организации для ХАССП, а какие для ИСО 22000?

Обязательные документы подробно указаны в стандартах ГОСТ Р 51705.1-2001 (ХАССП) и ГОСТ Р ИСО 22000-2007, соответственно.